Константин Анисимов: «новый нефтеналивной флот будет востребован»

О планах «Московского речного пароходства» на навигацию 2012 года и долгосрочную перспективу, в частности о начале работы в сегменте перевозок нефтепродуктов, в интервью «Российскому судоходству» рассказывает генеральный директор пароходства Константин Анисимов.

— Константин Олегович, когда вы планируете начать работу в навигацию 2012 года?

— На разных участках по-разному. Планируем, что наша дочерняя компания «Порт Серпухов», работающая по верхней Оке, начнет навигацию как только сойдет лед, предположительно 10 апреля. Затем 18 апреля планируем торжественно открыть навигацию на Москве-реке, где у нас работает «Столичная судоходная компания», оперирующая прогулочным флотом. Транзитная навигация должна начаться 25 апреля, когда будут открыты шлюзы и тогда наш транзитный флот начнет работу по перевозке различных грузов – прежде всего песка, щебня и других. 29 апреля в небольшие рейсы (Москва-Углич и др.) пойдут первые круизные теплоходы с туристами на борту.

— Изменится ли в эту навигацию состав флота?

— Этот год для нас знаменательный – будет введен еще один новый прогулочный теплоход в «Столичной судоходной компании», на днях он спущен со стапелей «Московского судостроительного завода» и 18 апреля уже должен войти в состав флота компании. Также у нас проводится глубокая модернизация судна «Александр Блок» — фактически мы строим новое судно и оно войдет в строй в середине июня после решения организационных вопросов. Это будет практически новое круизное пятизвездочное судно, где будут, к примеру, все каюты с балконами и обеспечиваться высокий уровень обслуживания. Оно уже зафрахтовано австралийской компанией Scenic на 5 лет.
Год знаменателен также тем, что мы начинаем осваивать новое направление деятельности – перевозку нефтепродуктов, которым будет заниматься наша дочерняя компания «МРП Танкер». В рамках этого направления в этом году планируется ввести 5 новых танкеров: первый из них приступит к работе в начале июня (он строится на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске), следующий должен начать работать в июле, третий — в октябре и 2 оставшихся судна — в конце года (они строятся на заводе «Лотос» в Астрахани).
Что касается транзитного грузового флота, то он у нас распределен по трем дочерним компаниям: «Порт Серпухов», «Порт Касимов» и «Порт Кимры». Флот остается в прежнем составе – это, порядка, 150 ед. флота (барже — буксирные составы, отдельные суда, баржи и площадки и т.д.).

— Какой объем ремонта судов был произведен в межнавигационный период и на каких предприятиях?

— Ремонтировали как на собственных мощностях, так и у сторонних организаций, таких как «Верфь братьев Нобель», Рыбинская «РЭБ флота», «Белогородский судоремонтный завод». Объем ремонта в денежном выражении, по предварительным оценкам, составил 173 млн руб., что на 56 млн руб. больше, чем в прошлом году. Это связано, в том числе, с ужесточающимися требованиями регистра, особенно в части ремонта двигателей. После трагедии с «Булгарией» большое внимание приковано также к пассажирскому флоту, введены дополнительные меры, как законодательного, так и технического характера. Дополнительные средства придется тратить и в связи с необходимостью оснащения судов новым навигационным оборудованием (АИС, ГЛОНАСС), которое мы устанавливаем на все свои круизные суда.
Кроме того, большие затраты связаны с категорированием по транспортной безопасности и оценкой уязвимости всех типов судов террористическим угрозам.

— Вы говорили о выходе на рынок перевозок нефтеналивных грузов. Почему было принято такое решение, насколько серьезны инвестиции в развитие данного направления?

— В настоящее время мы продолжаем вести переговоры с грузовладельцами. Сейчас же можно сказать, что эти танкеры будут работать в летний период в портах средней Волги (Саратов, Самара, Волгоград) по перевозки нефтепродуктов на рейдовую перевалку в Керчь, а зимой – либо в Каспийском, либо в Черном морях.
Заявок и желающих воспользоваться услугами наших танкеров уже много. Сложность в том, что это дорогостоящие суда и имеется серьезная кредитная нагрузка – буквально каждая копейка на весу. И наш предварительный бизнес-план показывает, что, например, без субсидирования ставки по кредитам (сегодня Министерство промышленности и торговли субсидирует на период до 5 лет 2/3 ставки рефинансирования) эти суда вообще не окупаются. Поэтому очень важно найти тех контрагентов, которые смогут платить хоть на сколько-нибудь, но больше.
Но мы все равно решили зайти в этот сегмент, потому что, как бы то ни было, но здесь есть четкое видение грузовой базы на десятилетие вперед. Если сравнивать с сегментом добычи и поставки песка, в котором мы традиционно работаем, то в нем, после того, как в 2000 году был отменен Дорожный фонд, грузовая база сильно «съежилась» и конкуренты из сферы автотранспорта начали нас серьезно теснить. Сейчас, правда, у нас появилась надежда, что с возрождением Дорожных фондов наши услуги снова окажутся востребованными и мы уже видим эту востребованность по песку и по щебню. Но все же последние 10 лет нанесли сильный удар по сегменту, не только для нашей компании, но для других речных перевозчиков. Мы, к примеру, были вынуждены избавиться от ставшего лишним флота и плавсостава. А что касается перевозки нефтепродуктов, то те компании, которые работали в этом сегменте, как известно, неплохо себя чувствовали. Известно также, что с 2015 года по возрасту часть судов будет списываться и поэтому необходимо обновление танкерного флота. По этой причине мы уверены, что новый нефтеналивной флот будет востребован.

— Если говорить о ваших традиционных грузах – песке и щебне, то какие планы на эту навигацию?

— Здесь у нас достаточно традиционные маршруты – «Порт Серпухов» добывает и поставляет песок на нескольких участках реки Ока в объеме порядка 1,2 млн тонн в год. Там достаточно качественный песок и туда как раз подошли границы новой Москвы.
«Порт Касимов» планирует перевезти по средней и нижней Оке порядка 100-150 тыс. тонн груза в навигацию. В Касимове большие карьеры щебня, который перевозится в поволжский регион. Также «Порт Касимов» занимается добычей и поставкой в Рязани песка до 1 млн. тонн.
Традиционно большой флот у нас сосредоточен в районе города Кимры, там у нас имеются месторождения песка, который мы поставляем в Москву. В этом году у нас достаточно большой контракт на поставку песка для дороги Москва-Санкт-Петербург, где разворачивается активное строительство и требуется большое количество песка. По этому проекту мы работаем 3 года. В прошлом году продали порядка 350 тыс. куб. м песка туда, а в этом году планируем до 1 млн куб. м. Надеемся, что «Порту Кимры» удастся в этом году увеличить объем на 20-30%.
Серьезным препятствием, как всегда, является растущая цена дизельного топлива. В первую очередь она бьет по круизным перевозкам, так как круизы продаются заранее, а цена на топливо растет. И уже в навигацию мы вынуждены поднимать цены на перевозку песка и щебня, что отразится и на стоимости строительства дорог.

— А как обстоят дела в сегменте контейнерных перевозок?

— Наш контейнерный терминал, созданный совместно с Rhenus Logistic и «Южным речным портом» продолжает развиваться – мы прошли точку безубыточности и в прошлом году он начал приносить прибыль. В 2011 году мы перевалили через терминал порядка 35 тыс. TEUs и планируем увеличить этот показатель на 10-15% в 2012 году. Увеличивается количество поездов, которые приходят из Санкт-Петербурга, а сейчас планируется запуск регулярного контейнерного поезда из Владивостока. В 2011 году в Южном речном порту обработано 204 судна (с песком, щебнем, негабаритами, контейнеров пока нет) и почти 8 тыс. железнодорожных вагонов.

— Почему, на ваш взгляд, в России не развиваются перевозки контейнеров по реке и каковы здесь перспективы?

— Основная причина этого состоит в конкуренции со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта. Думаю, что в ближайшие годы перевозок контейнеров рекой в России не будет, но мы надеемся, что ситуация все же будет меняться. В Европе происходило нечто подобное – сначала контейнеры не возились по рекам, потом были построены новые суда и этот сегмент стал активно развиваться. В России тоже растет контейнеризация грузов и мы планируем закладывать новые суда под перевозку контейнеров через 1-2 года.
Проблема еще и в том, что нет специализированных речных контейнерных судов, а суда, предназначенные для перевозки песка и щебня, для этих целей не годятся. Есть, правда, хороший проект RSD44 для «Волжского пароходства», может быть, мы будем строить подобные суда. Они всем хороши, но они принимают только 2 ряда контейнеров в трюме, а под московские мосты можно было бы еще 1 ряд контейнеров поставить и поэтому мы рассматриваем вариант модернизации судов такого типа. Наша стратегия развития до 2020 года предусматривает строительство подобных контейнеровозов, на каких верфях – пока не определились.

— Каковы планы по пассажирским перевозкам на навигацию 2012 года?

— К сожалению, прошлый год закончился печально – трагедия с «Булгарией» нанесла урон всем круизным и прогулочным перевозчикам, люди стали меньше покупать путевки на круизы. Мы и другие перевозчики были вынуждены досрочно выводить флот до окончания навигации, потому что не было загрузки. Сейчас продажи идут на достаточно хорошем уровне, спрос возвращается. Мы работаем как на западном рынке, так и на российском. На западном рынке ощущается некий спад продаж, но с учетом того, что мы увели с круизного рынка 2 судна (они работают в Казахстане в качестве плавучих гостиниц), то все суда на иностранном рынке имеют достаточную загрузку. Нас очень беспокоит рост цен на топливо – в прошлом году мы начинали навигацию со стоимостью топлива 23 тыс. руб. за тонну, закончили со стоимостью 28-29 тыс. руб. за тонну. Сейчас цена колеблется в районе 29-30 тыс. руб. за тонну, но есть прогнозы, что цена будет достаточно сильно расти в ближайшее время.
По прогулочному флоту в навигацию 2012 года мы планируем перевезти порядка 800 тыс. пассажиров, а по круизному направлению – примерно на уровне прошлого года, около 35 тыс. чел. Сегодня основная наша задача – повышение качества обслуживания туристов и мы многое делаем в этом направлении.

— Каков ваш прогноз объема перевозок грузов МРП на навигацию 2012 года и его структура?

— Ожидаем общий объем перевозок на уровне до 5,5 млн тонн, что на 10-15% выше, чем в прошлом году. В том числе более 5 млн тонн песка, около 300 тыс. тонн щебня и других грузов, 50 тыс. тонн нефтепродуктов. Таким образом, в сравнении с прошлым годом увеличиваются объемы перевозки песка и щебня благодаря контрактам на Москву. Но для дальнейшего увеличения у нас уже не хватает флота – и это, наверное, те максимальные объемы, которые мы можем на сегодняшний день перевозить.