История МРП

Группа компаний МРП
img

Свою историю Московское речное пароходство ведет с 29 мая 1857 года, когда приказом «по ведомству путей сообщения и публичных зданий №105 Гвардии Капитану Львову, согласно поданной им просьбе, дозволено учредить буксирное и пассажирское пароходство по р. Москве от г. Москвы до впадения сей реки в Оку, по Оке от г.Орла до Нижнего-Новгорода и по р.Волге от г.Твери до Симбирска». Тем самым было организовано судоходство по рекам Москве и Оке с указанием границ пароходства от города Москвы по реке Москве до ее устья, по реке Оке от города Орла до Нижнего Новгорода и по реке Волге от города Твери до города Симбирска. Об открытии пароходства в Москве сообщалось в газетах того времени: в «Ведомостях московской городской полиции»‘ за 1858 г. в № 88, в «Известиях» от 3 мая 1858 года. Именно эта дата и стала считаться датой основания Московского речного пароходства.

С этого момента началось планомерное развитие перевозок на этих участках рек, начали строиться новые типы грузового и пассажирского фота, началось интенсивное внедрение паровой тяги, и постепенный отказ от проводки судов силами бурлаков и лошадей.

В конце XIX начале XX века началось строительство пристаней (до этого выгрузка и погрузка производилась на необорудованные берега) в Москве и крупных перевалочных пунктах (Орле, Рязани, Касимове, Муроме, Н-Новгороде и др.), где уже начали применять механические грузоподъемные механизмы наряду с ручным трудом.

В это же время начла развиваться и инфраструктура водных путей и судоходства, появлялись новые маршруты доставки грузов и пассажиров, новые пароходы, строились новые пристани, развивалась путейская служба, модернизировались гидротехнические сооружения, строились новые судостроительные и судоремонтные предприятия и зимние отстойные пункты.

Все это послужило основой для укрепления роли водного транспорта в жизни и развитии Москвы и прилегающих регионов. После Октябрьской Революции 1917 года, флот частных судовладельцев был национализирован на основании «Декрета о национализации флота» подписанного В.И. Лениным, предстояло собрать в единое транспортное хозяйство разрозненный флот, организовать централизованное управление предприятиями водного хозяйства, осуществлять ремонт и подготовку флота к навигации. К началу навигации 1918 года было национализировано в Московско-Окском бассейне 165 самоходный и 814 несамоходных судов. Впоследствии в связи с Гражданской войной периодом начального становления Советской власти большая часть флота пришла в негодное состояние и была поставлена на прикол или списана, ремонтная база была также разрушена, не хватало профессиональных работников для ремонта и эксплуатации флота. Начиная с конца 20-х годов XX века начался подъем водно-транспортного хозяйства Московско-Окского бассейна, были построены новые судостроительные предприятия, стал строится новый флот и ремонтироваться старый.

В 30-х годах XX века, на волне бурного роста промышленного производства и строительства канала им. Москвы, роль водного транспорта в Московском регионе значительно выросла, было построено большое количество нового флота специально спроектированного для движения по вновь построенному каналу и рекам региона, были построены новые заводы, ремонтные базы и пункты зимнего отстоя флота. В связи со строительством новых портов и пристаней были значительно увеличены объемы перевозки грузов и пассажиров. Повысилось качество и оперативность обработки судов за счет внедрения новой перегрузочной техники. Появились новые профессиональные кадры береговых и плавательских специальностей за счет открытия специализированных образовательных учреждений.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. флот пароходства использовался для эвакуации населения Москвы и перевозки оборудования эвакуируемых промышленных предприятий в тыл, обратно в Москву по воде доставлялось топливо и продовольствие. Судостроительные предприятия принадлежащие пароходству перешли на выпуск военной продукции (снарядов, патронов и др.)

Послевоенное восстановление флота, предприятий и инфраструктуры водных путей дало новый толчок развитию Московского региона, в Москву по водным путям завозилось новое оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий, строительные материалы и топливо. Активно модернизировались порты и гидротехнические сооружения, вводились новые методы труда, строились новые суда. Суда пароходства осваивали новые линии перевозки грузов, появились новые методы добычи строительного песка из русел рек при помощи землесосов с погрузкой его в специализированные суда. Получили распространение новые методы в буксировки несамоходных судов – методом толкания, для чего строились новые буксиры-толкачи и специализированный несамоходный флот. Развивались и транспортные пассажирские линии, строились новые суда для пригородного пассажирского сообщения и для отдыха населения. Появились новые типы флота река-море плавания позволившие перевозить экспортные грузы без перевалки.

Главной вехой в развитии ОАО МРП за последние 10 лет стало образование в составе ОАО МРП подразделения по перевозке нефти и нефтепродуктов – МРП-Танкер. В 2009 году советом директоров пароходства было принятии решение о постройке 10 единиц современных танкеров река-море плавания проекта RST25 Морского инженерного бюро с одновременной организацией управляющей компании, которая будет осуществлять управление построенными танкерами. В августе 2010 года на судостроительном заводе «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске был заложен первый танкер «Александр Шемагин» который в августе 2012 годы был сдан в работу компании МРП-Танкер. За ним были сданы еще 2 танкера Рыбинской постройки которые назвали, по аналогии с первым танкером, именами начальников Московского пароходства – «Павел Юдин» и «Юлий Макаренков». В 2014 году танкерное подразделение получило 2 танкера проекта RST27 постройки судостроительного завода «Красное Сормово» и в 2016 году 2 танкера проекта RST25, которые были построены на судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани. В настоящий момент все 7 танкеров работают на линиях по перевозке нефти и нефтепродуктов в бассейнах Каспийского и Черного морей а также по внутренним водным путям юга России. В процессе эксплуатации танкеры заходили во многие порты Европы – Грецию, Румынию, Турцию, работали на линиях в Каспийском море из Туркмении в Баку, Астрахань и Махачкалу. На последних заседаниях совета директоров ОАО МРП было принято окончательное решение о постройки заключительных 3-ёх танкеров, которые войдут в работу не позднее 2019 года и с их приходом будет создана полноценная группировка танкерного флота позволяющая в полном объемы выполнять работу, которая была запланирована на первом этапе создания танкерного подразделения ОАО МРП.

Не менее важным стал шаг позволивший пассажирскому подразделению пароходства ОАО «Мостурфлот» выйти на новый качественный уровень на рынке круизных туристических перевозок по внутренним водным путям России. За последние годы была произведена модернизация большей части круизного флота компании, который состоит из 13 судов. Модернизация была главным образом направлена на повышения общего уровня комфорта для пассажиров находящихся на судне в процессе круиза. Также значительные усилия направлялись и до сих пор направляются на поддержание теплоходов в исправном техническом состоянии, производятся плановые замены двигателей на современные и экологически чистые, ремонтируются, заменяются и устанавливаются новые системы, механизмы и оборудование, меняется отделка кают и общественных помещений. В 2011 году была начата реализация проекта по постройке на верфи «Братьев Нобель» в Рыбинске нового круизного судна проекта PV08 в котором использовались элементы ранее эксплуатировавшегося судна. В 2012 году это судно под именем «Александр Грин» вышло на круизные маршруты и до настоящего времени работает с туристами, предоставляя им высочайший уровень комфорта сравнимый с уровнем 5-ти звездочного отеля. Вслед за ним на круизные линии вышел теплоход «Княжна Виктория» проекта 301, который также прошёл масштабную модернизацию с полной перестройкой внутренних помещений с заменой интерьеров, внутреннего наполнения кают и общественных пространств, что также отвечает пятизвездочному уровню комфорта. В последние годы флот компании Мостурфлот пополнился также еще одним судном – «Россия», которое также имеет повышенный комфорт для пассажиров и расширяет возможности компании в части увеличения возможностей по предоставлению услуг на круизном рынке.

В 2014 году ОАО МРП включилось в проект правительства г. Москвы по освобождению акватории Москвы реки от стоящих на набережных с нарушением законодательства плавучих объектов. В 2014 году силами грузового подразделения ОАО МРП были выведены первые 9 дебаркадеров, которые были отправлены на отстой в Московский судостроительный завод и порт Кимры. За ними в 2015 году последовали следующие 12 дебаркадеров. Это позволило освободить центральную часть города и рекреационные зоны для отдыха горожан от дебаркадеров и привести набережные к исходному состоянию с красивыми видами на город.

В части развития яхтенного направления деятельности предприятия можно отметить открытие яхтенного порта в Нагатино, там разместились несколько причалов для современных яхт с развитой эксплуатационной инфраструктурой для их обслуживания. Данный яхт-клуб предназначен для владельцев имеющих яхты в Москве и ценящих комфорт в обслуживании.

В части судостроения можно отметить два судостроительных завода, действующих под эгидой ОАО МРП это верфь братьев Нобель и Московский судостроительный завод. На этих верфях был реализован важный для пароходства проект по постройке нового пассажирского теплохода проекта ТМ-100 – «Штандарт». Это новейшее высокотехнологичное судно предназначенной для перевозки 36 пассажиров с высочайшим уровнем комфорта.

Следующим реализуемым этапом развития строительства современного круизного флота в России стал теплоход река-море плавания проекта PV300VD. Проект был подготовлен в компании «Морское инженерное бюро». Закладка теплохода прошла на судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани 15 августа 2016 года при участии президента Российской федерации Путина В.В. в момент проведения заседания Госсовета в Волгограде.

Головному судну проекта присвоено имя «Петр Великий».

Проект данного судна подразумевает высочайший уровень комфорта на боту, соответствующий 5-ти звездочным требованиям. Теплоход может совершать круизы по морям и внутренним водным путям, исходя из этого и было составлено первое расписание движения теплохода включающее круизы по Каспийскому и Черному морям, а также внутрироссийские круизы по внутренним водным путям. Первый рейс теплохода запланирован на 2019 год.